Первый из известных китайских стелс-самолетов
на прошедшей неделе вышел из тени секретной программы НИОКР и прошел
высокоскоростные рулежные испытания на аэродроме Авиационного
проектно-исследовательского института Ченгду [Chengdu Aircraft Design
Institute]. Получивший обозначение J-20 самолет больше по размерам, чем
ожидало большинство обозревателей, что указывает на его дальнее
действие и большую боевую нагрузку.
Информации из Ченгду о новом китайском самолете предшествовал прогноз,
сделанный в 2009 году министром обороны США Робертом Гейтсом в поддержку
его решения остановить производство компанией Lockheed Martin самолетов
F-22, о том, что Китай не будет располагать самолетами типа «Стелс» на
боевом дежурстве до 2020 года.
Дебют J-20 был анонсирован в
ноябре 2009 года по китайскому телевиденью в интервью генерала Хи
Вейронга [He Weirong, заместитель командующего ВВС
Народно-освободительной армии Китая]. По словам генерала, истребитель
«4-го поколения» [китайская классификация истребителей «невидимок», по
российской классификации это самолет 5-го поколения] начнет полеты в
2010-11-ом и встанет на вооружение в 2017-19-ом.
J-20 – это
одноместный двухмоторный самолет, который больше и тяжелее, чем Т-50
[Россия, ОКБ Сухой] и F-22 [США, Lockheed Martin]. Сопоставление с
машинами наземных служб указывает, что габаритная длина самолета
составляет 23 метра, размах крыльев – 14 метров [или даже более], что
может означать 34-36 тонн взлетной массы без учета нагрузки на внешней
подвеске. Это, в свою очередь, указывает на значительную емкость
топливных баков. Габаритная длина J-20 близка к F-111 [General Dynamics,
1960-е], который нес 15,5 тонн топлива.
J-20 создан по схеме
«утка» с треугольным крылом [подобно J-10] с двумя наклоненными
цельноповоротными вертикальными стабилизаторами [подобно Т-50] и
меньшими наклоненными нижними килями. Компоновка фюзеляжа-невидимки
подобна F-22. Плоские борта фюзеляжа наклонены по одной линии с
хвостовым оперением, стык крыльев с фюзеляжем гладкий, передняя часть
фюзеляжа имеет очертания острой скулы. Угол наклона больше, чем на F-35
[США, Lockheed Martin], бескаркасный фонарь кабины подобен
применяемому на F-22.
Двигатели, по всей вероятности,
представители разработанной в НПО Салют российской серии турбореактивных
двухконтурных двигателей - АЛ-31Ф, они также используются на J-10.
Серийная версия самолета потребует еще не готовый национальный
двигатель. В воздухозабониках применена технология бездиверторных
сверхзвуковых входных диффузоров [DSI, diverterless supersonic inlet],
впервые примененная на американском F-35, а также используемая на
китайском J-10B [последней версии J-10] и китайско-пакистанском JF-17
Гром.
Основные шасси убираются в отсеки боковых бортов, что,
вероятно, указывает на схожее с F-22 расположение оружейных бортовых
отсеков перед ними. Дорожный просвет выше, чем у F-22, что будет
способствовать снаряжению более крупным вооружением, включая боеприпасы
«воздух-земля». Китайские инженеры на авиашоу в Чжухае в ноябре 2010
года сообщили, что теперь все вновь создаваемые боеприпасы
«воздух-земля» должны быть совместимы с J-20.
Такие черты задней
части самолета, как, например, обтекатели подкрыльевых механизмов,
[расположенный] осесимметрично выхлоп [сопел] двигателей и нижний киль,
кажутся малосовместимыми с [технологией] «стелс», поэтому J-20 возможно
не отражает все стороны [реализации] «невидимости» F-22. Есть два
возможных объяснения этому: либо представленный самолет является первым
шагом на пути к конструкции готовой к постановке на боевое дежурство,
либо в требованиях Китая не придается такого большого значения некоторым
показателям, вызванным данной реализацией задней части самолета.
Главный
нерешенный на данный момент вопрос: является ли J-20, в самом деле,
опытным образцом, подобно Т-50, или технологическим демонстратором,
подобно YF-22 [летает с 1990-го]? Ответом на этот вопрос станет то,
пойдет ли и в каком количестве J-20 на дальнейшие летные испытания в
следующие 12 - 24 месяцев.
Разработка эффективного многоцелевого
самолета сталкивается со сложной задачей помимо конструкции летательного
аппарата, ведь для создания пилоту оперативной картины без обнаружения
собственного положения самолет требует: набор датчиков с использованием
автоматического слияния данных, систему контроля источников излучения и
каналы передачи данных с малой вероятностью перехвата.
Быстро
развивающаяся программа может стать вызовом для военно-авиационной
промышленности Китая, которая в данным момент загружена находящимися в
разработке: J-10B, FC-17, Shenyang J-11B и палубным J-15. Прогресс Китая
в области военной авиационной техники ускорился с первого полета в 1996
году J-10 благодаря растущей национальной экономике и
Народно-освободительной армии Китая, которая добивается модернизации
вооруженных сил во всех областях. До J-10 единственными боевыми
самолетами Китая национального производства были Shenyang J-8 и Xian
JH-7, которые отражают технологии России и Европы начала 1960-х годов.
Разработка
двигателей отстает от работ по корпусу летательного аппарата, согласно
сообщениям, двигатель WS-10, который по планам должен заменить
устанавливаемый на J-11B российский двигатель, не спешит достичь
приемлемый уровень надежности и требуемый срок службы. Что
неудивительно, учитывая, что технология двигателей с высокими
характеристиками основывается на специализированных сплавах и процессах,
которые часто не имеют иного применения. Существование J-11B, по
существу «пиратской» версии Су-27, вызвало напряжение в отношениях между
промышленностью России и Китая.
Прогресс в авионике обозначился
с появлением J-10B, включавшим следующие нововведения: наклоненную раму
радара (обычно ассоциируется с антенной решеткой активного электронного
сканирования), инфракрасную систему поиска и слежения, корпус для
антенн радиоэлектронного подавления.
Один из вопросов, что может
остаться без ответа еще долгое время, - в какой степени разработке J-20
способствовал кибершпионаж. Эксперты США в области кибербезопасности
военно-промышленного комплекса ссылаются на 2006 год – приблизительную
дату начала программы по созданию J-20 – как на момент, когда им стало
известно то, что позднее будет названо передовой долгосрочной угрозой
[APT, advanced persistent threat], - компанию кибервторжения,
направленную на военную и оборонную промышленность, которая отличилась
сложной техникой проникновения и выхода.
Источник: http://sci-lib.com